Советы родителям!

  Книга — не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни — в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров.              Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.
Задача взрослого — открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.
    В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров — от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других
.

Список литературы для совместного прочтения родителей и детей дошкольного и младшего школьного возраста (о добре и зле):

«Волк и семеро козлят»,
«Заинькина избушка»,
Блайтон Э. «Знаменитый утенок Тим»,
Гримм В., Я. «Бременские музыканты»,
Драгунская К. «Суп с котом»,
Катаев В. «Цветик-семицветик»,
Козлов С. «Ежик в тумане»,
Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»,
Милн А. «Винни-пух и все, все, все»,
Перро Ш. «Красная шапочка»,
Пляцковский М. «Урок дружбы»,
Чуковский К. «Крокодил», «Муха-Цокотуха», «Тараканище».

                                          Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:
1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.
2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга — это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.
3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.
Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.
4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.
В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».
5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.
7. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него — нет.
8. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.
9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.
10. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.
11. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.
12. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

«Фантазируйте вместе с детьми» – рекомендательный список литературы для детей и родителей
Как занять наших детей? Как сделать их досуг интересным, полезным и творческим. В этом могут помочь увлекательные книги.


  Золина Т.М., Иванова Т.И. Мягкая игрушка. Забавный зоопарк.
Мягкая игрушка, сшитая своими руками – дорога детям, потому что в нее вложены труд, любовь и фантазия. В книге можно найти советы как изготовлять не только традиционные мягкие игрушки, но и оригинальные игрушки, выполненные на основе капсулы из-под киндер-сюрприза или чупа-чупса.
  Рубцова Е.С. Фантазии из глины.
Эта книга подходит для тех, кто уже умеет работать с глиной, так и для новичков. Вы найдете пошаговые иллюстрации с описанием по изготовлению игрушек-зверушек, красивых сувениров разной формы, рамок для фотографий. Вы сможете дарить необычные и оригинальные подарки друзьям, близким, знакомым, а также украшать произведениями искусства собственного выполнения свой дом.
  Колесникова Е. Фантазии из природных материалов.
Дизайнеры утверждают, что экологический стиль никогда не выйдет из моды. А это значит, что для украшения наших жилищ подходят милые безделушки из ракушек, шишек, бересты, соломки и засушенных цветов. Фантазировать и творить вместе с детьми поможет эта книга. Четкие пошаговые инструкции помогут вам освоить основы составления цветочных композиций, плетения и др., а главное ощутить радость творчества в сооавторстве с самой природой.
  Хальбингер В. Рисуем животных.
Многие люди уверены, что умение рисовать – особый, врожденный дар, который дается с рождения лишь избранным. Автор этой книги утверждает другое: практически любой человек способен добиться неплохих успехов в рисовании. В книге можно найти все, что важно знать начинающему рисовальщику. Вы познакомитесь с интересным и завораживающим миром животных. И сможете нарисовать всех этих двуногих, четвероногих и даже шестиногих представителей животного царства.
Белова А. Вкусная сказка из теста. Лепим «Колобок».
Как сделать вкусное и забавное угощение для детей, которое понравиться всем? Легко! При этом в процессе приготовления сказочных блюд будут участвовать сами дети, что без сомнения не оставит их равнодушными. Порадуйте своего малыша – возьмите его с собой в чудесный мир увлекательной кулинарии! Готовя и одновременно играя со своим ребенком, вы сблизитесь с ним и узнаете о его талантах, которые, возможно не проявлялись раньше. Сделайте подарок своему чаду и себе – приготовьте персонажей любимой детской сказки «Колобок».

Семейное чтение - это познавательный процесс, которым управляют родители. Данный процесс основан на двух важнейших принципах - активности и самостоятельности познавательной деятельности ребенка. Родители лишь направляют деятельность ребенка, поддерживают его. Многие родители считают, что если ребенок научился читать, пусть это делает самостоятельно. Более того многие полагают, что теперь и не должны читать ребенку: ведь чтобы научиться читать бегло, он должен постоянно упражняться, а если мы будем «потыкать», читая вслух, он не сможет совершенствоваться! И это неверное мнение, еще долгие годы он будет нуждаться в вашем чтении, и пока у него есть интерес, желание слушать — обязательно необходимо поддерживать это стремление.

      Истории для самых маленьких (для детей примерно от 1,5-2 до 3-4 лет) 

"Репка", "Курочка-Ряба", "Теремок", "Колобок" - все эти сказки можно рассказывать малышу начиная уже с полутора-двух лет, показывая ему картинки и рассматривая их вместе с ним. К ним можно добавить русские народные потешки, стихи Агнии Барто для малышей ("Идёт бычок, качается...", "Наша Таня горько плачет..." и другие), "Цыплёнка" Корнея Чуковского и "Цыплёнка и утёнка" Владимира Сутеева.

Это очень короткие истории, либо описывающие какое-то одно событие (Курочка-Ряба снесла золотое яичко, Таня уронила в речку мячик и тому подобное), либо выстроенные как цепочка однотипных эпизодов (сначала репку тянет один дед, потом дед вместе с бабкой и так далее). Они рассказаны простыми предложениями, в них много повторов и рифм, и для их понимания достаточно относительно небольшого запаса слов. Многие из них представляют собой как бы переходные формы от потешек (типа "Сорока-ворона кашку варила...") к сказкам.

Как правило, маленькие дети с удовольствием слушают эти сказки и стихи по многу раз. Когда малыш будет уже достаточно хорошо знать ту или иную сказку, предложите ему рассказать её самому, пользуясь картинками и опираясь на вашу помощь. Если малышу нравится слушать сказки и стихи первого раздела, попробуйте постепенно добавить несколько книжек и из второго раздела (только обязательно с картинками).

Совсем маленьким детям (в полтора-два и даже в три года) эти сказки лучше всего не читать, а рассказывать, показывая им картинки и рассматривая их вместе. Малышу всегда легче воспринимать текст с опорой на картинки, поэтому, рассказывая или читая ему первые сказки и стихи, обязательно показывайте ему всех персонажей на картинках и рассматривайте картинки вместе с ним.

Примечание: если вы сможете найти диапроектор и диафильмы с этими сказками, обязательно покажите их малышу - диафильмы гораздо лучше воспринимаются, чем мультфильмы, от них меньше устают глаза, и они помогают понимать текст (а не заменяют его действием, как это происходит в мультфильмах).

Малышу очень важно, чтобы история хорошо кончалась. Хороший конец дарит ему чувство надёжности мира, тогда как плохой (в том числе и реалистичный) конец способствует возникновению всевозможных страхов. Поэтому "Теремок" лучше рассказывать в том варианте, когда после того, как теремок развалился, звери построили новый, ещё лучше прежнего. С хорошим концом стоит первоначально рассказывать и "Колобок" - например, придумав, как Колобок в последний момент сумел обхитрить Лису и убежать от неё.

Если вы много разговариваете и играете с малышом и рано начали рассказывать и читать ему сказки, то уже в два с половиной или три года можно переходить к книжкам следующего раздела. Однако дети, с которыми мало разговаривают и которым мало рассказывают и читают сказки, могут "дорасти" до книжек следующего раздела лишь к пяти-шести годам, а то и позже, особенно если они много смотрят телевизор и не привыкли воспринимать рассказ на слух.
 

 2015 г. Все права защищены.
8(383)6891379
р.п. Чистоозерное, ул. Ленина, 1
Яндекс.Метрика

 

1. В какой сказке К. Чуковского описаны сразу два веселья: именины и свадьба?

 2. Кто из перечисленных персонажей был героиней одной из сказок А. С. Пушкина: Царевна-лягушка, Золушка, Царевна-лебедь? 3. Где проживал Карлсон? 

4. Директором чего был Карабас — Барабас?

 5. Какой маленький предмет всю ночь мешал спать принцессе?

 6. Какое самое первое желание Страшилы выполнила Элли? 

7. Какой месяц подарил падчерице возможность собрать подснежники? 8. Почему гусиная стая все же разрешила Нильсу путешествовать вместе с ними?

 9. Каких вещей в сказке «Цветик семицветик» было по 7 штук? 

10. Кто подарил девочке красную шапочку? 

11. Какие животные шли в Бремен, чтобы стать музыкантами?

 12. Сколько часов каждая пара уток держала в клюве прутик с лягушкой-путешественницей? 

13. Какой предмет перемещал с места на место героев сказки «Аленький цветочек»? 

14. Где Дядя Федор раздобыл деньги для покупки трактора? 

15. Кто Золушке дал такое имя? 

16. В каких зверей по просьбе кота в сапогах превращался людоед?

 17. Как звали великана, побывавшего в стране лилипутов? 18. Как назывался город, в котором жил Незнайка? 

19. О какой сказке идет речь: джунгли, волки, ребенок? 

20. Какое имя было у медвежонка-поэта? 

Викторина для детей по авторским сказкам

(Ответы на викторины присылайте на нашу почту, указанную на главной странице сайта)

Виктроина

 по русским народным сказкам

1. В какой сказке хищная рыба исполняла желания?

 2. Чью избушку заняла коза-дереза? 

3. Корешки или вершки отдал мужик медведю, когда выкопал репу? 

4. Кто в сказке «Репка» стоял по счету четвертым? 

5. Приняла ли предложение цапля выйти замуж за журавля? 6. Кто влезал корове в одно ушко, а вылезал в другое, и таким образом выполнял трудную работу? 

7. Иванушка стал козленочком, попив воды из козьего копытца. А как он превратился опять в мальчика? 

8. В какой сказке медведей звали: Михаил Иванович, Мишутка и Настасья Петровна? 9. Кого пытался заморозить Мороз – Синий нос? 

10. Какие продукты попросил солдат у старухи, чтобы сварить кашу из топора? 

11. На каком музыкальном инструменте играл кот у лисьей избушки, чтобы спасти петушка? 12. Где сидел Мальчик с пальчик, когда пахал поле? 

13. Как звали девушку, которую Кощей Бессмертный превратил в Царевну-лягушку? 

14. Какое блюдо предложил попробовать журавль лисе, пододвинув ей кувшин? 

15. Почему старик завез свою дочь зимой в лес и оставил там? 

 Главная

Читателю

Родителям

*Семейное чтение
*Памятка для родителей первоклассников

Это важно знать!!!

*Безопасность на дороге
*Детям об Антитерроризме
*Полезные сайты

 Памятки, буклеты,       рекомендательные списки

Краеведение